Цели
и задачи дисциплины, основные темы
|
Цели: Освоение
студентами основ фундаментальных знаний в области теории и организации
адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической
деятельности в этой области с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья
и инвалидами по зрению, слуху, с нарушениями интеллекта, речевых функций,
поражением опорно-двигательного аппарата.
Задачи: сформировать
у студентов профессиональное мировоззрение, познавательную активность и
интерес к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной
аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в
состоянии здоровья; обеспечить освоение студентами основ фундаментальных
знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры,
целостное осмысление профессиональной деятельности, методологических
подходов, общих закономерностей данного вида социальной практики;
сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в
процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской работе, обеспечить
освоение ими опыта творческой деятельности; обеспечить освоение студентами
опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной
деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости
высококвалифицированных специалистов по адаптивной физической культуре для
действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации
инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной
интеграции.
Знания: терминология
адаптивной физической культуры, характеристика различных видов адаптивной
физической культуры, цель и задачи адаптивной физической культуры, функции и
принципы адаптивной физической культуры, отечественный и зарубежный опыт
развития адаптивной физической культуры и спорта для инвалидов, основные и
вспомогательные средства физической и адаптивной физической культуры, методы
использования физических упражнений для различных нозологических групп,
условия проведения различных форм физкультурных занятий и особенности
использования их в работе с людьми, имеющими проблемы в развитии; основы
спортивно-медицинской классификации инвалидов с различными поражениями,
организационная структура профессиональной деятельности в сфере физической
культуры и спорта, средства и методы физического воспитания людей с
отклонениями в состоянии здоровья разного возраста и пола, закономерности развития физических и
психических качеств лиц
с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и
функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций.
Умения: обучать лиц с отклонениями в
состоянии здоровья специальными знаниями и
способами их рационального применения при воздействии
на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры; обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным
действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры; определять цели и задачи адаптивной физической
культуры как фактора гармоничного
развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; применять
различные методы обучения двигательным действиям при работе с людьми,
имеющими проблемы в развитии, уметь правильно дозировать физические нагрузки
при работе с различными нозологическими группами; применять различные формы
организации занятий.
Навыки: культурой
мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей ее достижения; методами организации и проведения занятий
с людьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья; методами обучения
двигательным действиям в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии
здоровья; методами формирования знаний у лиц, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, методами контроля и дозирования физической нагрузки для людей
различных нозологических групп; методами развития физических способностей.
Лекции
(основные
темы): Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Основные
виды адаптивной физической культуры. Становление
и развитие адаптивной физической культуры для лиц с поражением опорно -
двигательного аппарата. Функции адаптивной физической культуры. Принципы
адаптивной физической культуры.
Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры.
Практические занятия:
|
Профессиональные
|
ПК-2. Знает
отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической
культуры. ПК-4. Умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальными
знаниями и способами их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры. ПК-5. Умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным
действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры.
ПК-6. Умеет определять цели и задачи адаптивной физической
культуры как фактора гармоничного развития личности,
укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями
в состоянии здоровья. ПК – 17. Знает закономерностей развития физических и психических
качеств лиц с отклонениями в состоянии
здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим
созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций.
|