Цели
и задачи дисциплины, основные темы,
|
Цель: формирование у студентов
теоретико-методических знаний и практических умений для
профессионально-педагогической деятельности во всех видах адаптивной
физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья,
инвалидами по зрению, слуху, с задержкой психического развития, с нарушением
интеллекта и поражениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи: Сформировать
у студентов положительную мотивацию, интерес к педагогической
деятельности, гуманное отношение к личности каждого человека с ограниченными
возможностями, убеждение в ценности всех
видов и форм адаптивной физической культуры в системе комплексной реабилитации.
Ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, передовыми технологиями физкультурно-оздоровительной,
лечебно-восстановительной и спортивной работы с инвалидами разных нозологических групп в
образовательных (коррекционных) школах и интернатах, домах ребенка, лечебных, абилитационных и
реабилитационных центрах, спортивных
клубах, детских и юношеских спортивных школах и других организациях. Обеспечить необходимый
уровень знаний и умений, методической подготовленности студентов к
педагогической практике по профилю будущей специальности и специализации, опираясь на знания теории и организации
адаптивной физической культуры, дисциплин медико-биологического и
психолого-педагогического циклов, нормального и аномального развития организма и личности, особенности двигательных
и психических нарушений в разных нозологических группах инвалидов. Сформировать творческое отношение
к педагогической деятельности при решении коррекционных, компенсаторных, профилактических,
лечебно-восстановительных задач, подборе адекватных средств, методов, методических приемов, форм организации,
регулировании физической нагрузки и психоэмоционального состояния
занимающихся.
Знания: анатомо-физиологическую характеристику
патологии сенсорных систем, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата,
классификацию нарушений по степени тяжести и времени получения дефекта;
- показания и
противопоказания к занятиям отдельными видами физических упражнений;
особенности дизонтогенеза в двигательной и психической сферах, типичные и
специфические нарушения физического развития, двигательных и координационных
способностей: состав и классификацию
средств, направленных на решение коррекционных, компенсаторных, профилактических, лечебно-восстановительных
задач; методы и методические приемы обучения двигательным действиям и
развития физических и координационных способностей, воспитания и
самовоспитания занимающихся, особенности организации и взаимодействия в
группе, регулирования психофизического состояния па занятиях; особенности методики, организации и
построения занятий в различных видах и формах адаптивной физической культуры:
адаптивном физическом воспитании, адаптивной физической рекреации, спортивных
секциях, реабилитационных лечебно-восстановительных занятиях; использование межпредметных связей для
коррекции двигательных и. психических нарушений, активизации познавательной
деятельности; методы просветительской
деятельности в работе с родителями детей-инвалидов.
Умения: понимать, принимать,
приобщать детей-инвалидов к занятиям адаптивной физической культурой,
помогать реализации потенциальных возможностей; формулировать задачи
(образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие, компенсаторные, профилактические,
лечебно-восстановительные); подбирать доступные средства, методы,
методические приемы, организационные формы занятий; подбирать и
самостоятельно проводить подвижные игры коррекционной направленности;
осуществлять коррекцию и компенсацию вторичных нарушений в движениях,
соматическом развитии, физических и координационных способностях, сенсорных
системах; организовывать и участвовать в проведении праздников, развлечений,
спортивных соревнований в качестве волонтеров, помощников, судей.
Владение: культурой мышления, способностью к
общению, анализу, восприятию информации для реализации работы с лицами,
имеющими нарушения в состоянии здоровья и инвалидность; способностью анализировать и обобщать
проблемы и процессы воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии
здоровья; междисциплинарными знаниями
для организации процессов воспитания и физической реабилитации лиц, имеющих
различные нарушения; методами, приемами, средствами работы с детьми и взрослой категорией лиц
различных нозологических групп; современными авторскими методиками работы с
лицами, имеющими нарушения в развитии и психофизическом состоянии, с учетом
видов адаптивной физической культуры.
Разделы (темы лекций):
Модуль 1 «Введение в дисциплину ЧМАФК»:
Методология частных методик адаптивной физической культуры.
Модуль
2 «Частные методики АФК в работе с лицами, имеющими различные нарушения».
Раздел 2.1 «Методика АФК детей с нарушением
зрения». Лекции: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением
зрения; Методика АФВ и ЛФК детей с
нарушением зрения; Особенности организации и проведения уроков в школах
III-IV видов; Частные методики в работе с лицами, имеющими нарушения зрения.
Раздел 2.2 «Методика АФК детей с нарушением слуха» .
Лекции: Характеристика и классификации нарушений слуха; Особенности АФВ глухих и слабослышащих
детей.
Практические занятия: Тестирование, коррекционные
подвижные игры, блиц-игра, отработка элементов частных методик по темам
разделов.
|