Цели и задачи дисциплины, основные темы,
|
Цель: формирование у студентов теоретико-методических
знаний и практических умений для профессионально-педагогической деятельности
в адаптивном физическом воспитании обучающихся с отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся
зрительными дисфункциями, заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы
(ССС), органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринных желез,
мочевыделительной системы и нервными болезнями, относящихся к специальной
медицинской группе (СМГ).
Задачи: Сформировать
у студентов положительную мотивацию и интерес к педагогической
деятельности. Ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием,
передовыми технологиями физического
воспитания, физкультурно-оздоровительной, лечебно-восстановительной работы в массовых и специальных образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (СМГ).
Обеспечить необходимый уровень знаний и умений в разработке программ,
составлению учебных планов и
конспектов занятий по адаптивному физическому воспитанию (АФВ) и лечебной физической культуре (ЛФК) детей
и подростков СМГ с учетом имеющихся нарушений. Обеспечить необходимый уровень
знаний и умений, методической подготовленности студентов к педагогической
практике по профилю будущей специальности и специализации. Сформировать
творческое отношение к педагогической деятельности при решении коррекционных, профилактических,
лечебно-восстановительных задач, подборе адекватных средств, методов, методических приемов, форм организации,
регулировании физической нагрузки и психоэмоционального состояния
занимающихся СМГ.
Знания: показания
и противопоказания к занятиям отдельными видами физических упражнений;
особенности дизонтогенеза в двигательной и психической сферах, типичные и
специфические нарушения физического развития, двигательных и координационных
способностей: состав и классификацию
средств, направленных на решение обучающих, коррекционных, компенсаторных, профилактических,
лечебно-восстановительных задач; методы и методические приемы обучения
двигательным действиям и развития кондиционных и координационных
способностей, воспитания и самовоспитания занимающихся, регулирования
психофизического состояния на занятиях;
структуры и содержания различных форм занятий по АФВ, организации и
построения программ урочных и внеурочных форм занятий по АФВ и ЛФК в СМГ.
Умения: понимать, принимать, приобщать учащихся и студентов к систематическим занятиям АФК,
помогать реализации потенциальных возможностей; формулировать задачи
(образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие, компенсаторные, профилактические,
лечебно-восстановительные); подбирать доступные средства, методы,
методические приемы, организационные формы занятий; подбирать и проводить
подвижные и элементы спортивных игр с коррекционной направленностью; обучать
учащихся и студентов выполнять базовые
виды двигательной деятельности; организовывать и проводить
спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия; составлять
программы, учебные планы и конспекты уроков (занятий по ЛФК).
Владение: междисциплинарными знаниями для организации
процесса физического воспитания учащихся СМГ, имеющих различные нарушения;
методами, приемами, средствами работы
с детьми и подростками со стойкими нарушениями в состоянии здоровья;
современными авторскими методиками работы; и практическими основами
проведения различных форм организации занятий, составлением и ведением
необходимой документации.
Модули (темы лекций):
Модуль 1 «Введение в дисциплину АФВ в СМГ». Лекция 1: Понятие о группах здоровья и медицинских
группах. Цель, задачи и принципы АФВ в специальных медицинских группах.
Модуль 2
«Адаптивное физическое воспитание в специальной медицинской группе».
Лекция 2 Организация и
комплектование СМГ.
Лекция 3: Содержание и организационно- методические
особенности построения урока в СМГ.
Лекция 4: Урок как основная форма организации работы СМГ. Лекция 5: Методика АФВ для учащихся СМГ 1-4 классов. Лекция 6:
Методика АФВ для учащихся СМГ 5-9
классов. Лекция 7: Методика АФВ для
учащихся СМГ 10-11 классов. Лекция 8: Методика работы в СМГ в
условиях образовательного учреждения начального
профессионального образования и вузах. Лекция 9 Порядок
проведения аттестации учащихся СМГ.
Практические занятия: Тестирование, блиц-игра, коррекционные подвижные игры,
отработка элементов занятий по физическому воспитанию (различных форм
организации) по темам второго модуля.
|
Профессиональные
|
ПК-7. Умением планировать содержание уроков, занятий и
других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола,
нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ
образовательной деятельности, климатических и национальных особенностей;
ПК-33. Умением проводить с занимающимися комплексы
физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на
лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них
нарушенных или временно утраченных функций или с целью предупреждения или прогрессирования заболеваний,
обусловленных основным дефектом;
ПК-39. Умением развивать
физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с
отклонениями в состоянии здоровья исходя из нарушенных или навсегда
утраченных функций.
|