Цели и задачи дисциплины, основные темы,
|
Цель: формирование у студентов теоретико-методических
знаний и практических умений для профессионально-педагогической деятельности
в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, инвалидами по зрению, слуху, с задержкой
психического развития, с нарушением интеллекта и поражениями
опорно-двигательного аппарата и аутизмом.
Задачи: Сформировать
у студентов положительную мотивацию и интерес к педагогической
деятельности. Ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием,
передовыми технологиями физического
воспитания, физкультурно-оздоровительной, лечебно-восстановительной работы с детьми разных нозологических групп в компенсирующих
и комбинированных дошкольных учреждениях. Обеспечить необходимый уровень
знаний и умений в разработке программ, составлению учебных планов и конспектов занятий по адаптивному
физическому воспитанию дошкольников с учетом имеющихся нарушений. Обеспечить
необходимый уровень знаний и умений, методической подготовленности студентов
к педагогической практике по профилю будущей специальности и специализации. Сформировать
творческое отношение к педагогической деятельности при решении коррекционных, компенсаторных,
профилактических, лечебно-восстановительных задач, подборе адекватных средств, методов, методических
приемов, форм организации, регулировании физической нагрузки и
психоэмоционального состояния занимающихся.
Знания: показания
и противопоказания к занятиям отдельными видами физических упражнений;
особенности дизонтогенеза в двигательной и психической сферах, типичные и
специфические нарушения физического развития, двигательных и координационных
способностей: состав и классификацию
средств, направленных на решение коррекционных, компенсаторных, профилактических, лечебно-восстановительных
задач; методы и методические приемы обучения двигательным действиям и
развития физических и координационных способностей, воспитания и
самовоспитания занимающихся, особенности организации и взаимодействия в
группе, регулирования психофизического состояния на занятиях; особенности методики, организации и
построения программ и занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Умения: понимать, принимать, приобщать детей-инвалидов к
занятиям адаптивной физической культурой, помогать реализации потенциальных
возможностей; формулировать задачи (образовательные, воспитательные,
коррекционно-развивающие,
компенсаторные, профилактические, лечебно-восстановительные); подбирать
доступные средства, методы, методические приемы, организационные формы
занятий; подбирать и проводить подвижные игры коррекционной направленности; обучать
детей дошкольного возраста физическим упражнениям и основным видам движений;
организовывать и участвовать в проведении праздников, развлечений, спортивных
соревнований; составлять программы, учебные планы и конспекты занятий.
Владение: междисциплинарными знаниями для организации
процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих различные
нарушения; методами, приемами, средствами
работы с детьми различных нозологических групп; современными
авторскими методиками работы; и практическими основами проведения занятий,
составлением и ведением необходимой документации.
Модули (темы лекций):
Модуль 1 «Введение в дисциплину АФВ дошкольников». Лекция 1: Цель,
задачи и принципы АФВ. История становления и развития АФВ в России и за рубежом. Лекция
2: Массовое и специальное обучение. Виды и типы учреждений. Лекция 3: Требования к составлению
программ для дошкольных учреждений. Лекция
4: Требования к составлению программ по физическому воспитанию дошкольников. Лекция
5: Организация, структура, содержание АФВ детей дошкольного возраста.
Модуль
2 «Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста, имеющих
различные нарушения».
Лекция 6: «Методика АФВ детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
Лекция 7 «Методика АФВ детей дошкольного
возраста с нарушением слуха».
Лекция 8«Методика АФВ детей дошкольного
возраста с тяжелыми речевыми нарушениями».
Лекция 9 «Методика АФВ детей дошкольного возраста с
нарушением интеллекта».
Лекция 10 «Методика АФВ детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития».
Лекция 11 «Методика АФВ детей дошкольного возраста с
поражением опорно-двигательного аппарата».
Лекция 12 «Методика АФВ детей
дошкольного возраста с нарушением общения (аутизм)».
Лекция 13 «Организация, виды
тестирования психомоторного развития детей дошкольного возраста с различными
нарушениями и критерии оценки».
Лекция 14 «Содержание,
проведение спортивных праздников и развлечений в дошкольных учреждениях»
Практические занятия: Тестирование, коррекционные подвижные игры, блиц-игра,
отработка элементов занятий по физическому воспитанию (различных форм
организации) по темам второго модуля.
|