Цели
и задачи дисциплины, основные темы,
|
Цель: формирование у студентов
теоретико-методических знаний и практических умений для
профессионально-педагогической деятельности в адаптивном физическом
воспитании детей школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья,
инвалидами по зрению, слуху, с задержкой психического развития, с нарушением
интеллекта и поражениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи: Сформировать
у студентов положительную мотивацию и интерес к педагогической
деятельности. Ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием,
передовыми технологиями физического
воспитания, физкультурно-оздоровительной, лечебно-восстановительной работы в специальных образовательных учреждениях для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Обеспечить
необходимый уровень знаний и умений в разработке программ, составлению
учебных планов и конспектов занятий по
адаптивному физическому воспитанию школьников с учетом имеющихся нарушений.
Обеспечить необходимый уровень знаний и умений, методической подготовленности
студентов к педагогической практике по профилю будущей специальности и
специализации. Сформировать творческое отношение к педагогической
деятельности при решении коррекционных,
компенсаторных, профилактических, лечебно-восстановительных задач, подборе адекватных средств, методов, методических
приемов, форм организации, регулировании физической нагрузки и
психоэмоционального состояния занимающихся.
Знания:
показания и противопоказания к занятиям отдельными видами физических
упражнений; особенности дизонтогенеза в двигательной и психической сферах,
типичные и специфические нарушения физического развития, двигательных и
координационных способностей: состав и
классификацию средств, направленных на решение обучающих, коррекционных, компенсаторных, профилактических,
лечебно-восстановительных задач; методы и методические приемы обучения
двигательным действиям и развития кондиционных и координационных
способностей, воспитания и самовоспитания занимающихся, регулирования
психофизического состояния на занятиях;
структуры и содержания различных форм занятий по физическому
воспитанию, организации и построения программ урочных и внеурочных форм
занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Умения: понимать, принимать, приобщать
детей-инвалидов к систематическим занятиям АФК, помогать реализации
потенциальных возможностей; формулировать задачи (образовательные,
воспитательные, коррекционно-развивающие,
компенсаторные, профилактические, лечебно-восстановительные); подбирать
доступные средства, методы, методические приемы, организационные формы
занятий; подбирать и проводить подвижные и спортивные игры коррекционной
направленности; обучать учащихся школьного возраста выполнять базовые виды
двигательной деятельности; организовывать и проводить спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные
мероприятия и спортивные соревнования в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях; составлять программы, учебные планы и конспекты уроков.
Владение: междисциплинарными знаниями для
организации процесса физического воспитания учащихся школьного возраста,
имеющих различные нарушения; методами, приемами, средствами работы с учащимися различных нозологических
групп; современными авторскими методиками работы; и практическими основами
проведения различных форм организации занятий, составлением и ведением
необходимой документации.
Модули (темы лекций):
Модуль 1 «Введение в дисциплину АФВ школьников».
Лекция 1: Цель, задачи и принципы АФВ в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях. История становления и развития АФВ в России и за
рубежом. Лекция 2: Массовое и специальное обучение. Специфика комплектования
классов в специальных учреждениях. Лекция 3: Требования базисных учебных
планов специальных образовательных учреждений РФ. Лекция 4: Требования к
составлению программ по физическому воспитанию обучающихся с отклонениями в
развитии. Лекция 5: Организация, структура,
содержание АФВ детей школьного возраста.
Модуль
2 «Адаптивное физическое воспитание учащихся школьного возраста, имеющих
различные нарушения». Лекция 6: «Методика АФВ в С(К)ОУ I
вида ». Лекция 7 «Методика АФВ в С(К)ОУ
II вида». Лекция 8 «Методика
АФВ в С(К)ОУ III вида».
Практические занятия: Тестирование,
блиц-игра, коррекционные подвижные игры, отработка элементов занятий по
физическому воспитанию (различных форм организации) по темам второго модуля.
|
Профессиональные
|
ПК-7. Умением планировать содержание уроков,
занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста,
пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических
основ образовательной деятельности, климатических и национальных особенностей;
ПК-8. Готовностью применять в
профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы,
технические средства для осуществления когнитивного и двигательного
(моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся;
ПК-29. Умением развивать физические качества, обучать
новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии
здоровья исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций;
|